Траур по умершему родственнику у православных

Как пережить утрату: православное понятие траура.
Потеря близкого человека неожиданно ставит пред нами сложные вопросы: как пережить тяжкую потерю, и какие нормы траура соблюдать? Часть правил возникли в традиции церкви, но есть и те, которые диктует общество. Что же стоит делать, чтобы душа усопшего обрела покой, а живые смогли перенести утрату без общественного осуждения?

Что есть смерть?
Православная церковь не рассматривает смерть как трагическое известие. Повод для печали – да, ведь уход из жизни человека означает прекращение отношений с ним в привычных формах. Назвать трагедией данное происшествие нельзя, поскольку человек переходит к этапу единения с Богом, в соответствии с праведностью веденной им жизни. Церковные термины олицетворяют данную философию – «успение», «преставление». В этих словах нет намека на безысходность, а только надежда на продолжение жизни в вечности с Богом.
Из понимания самой сути смерти как одного из этапов жизни, вытекает и церковное понятие траура.

Скорбим в молитве и милостыне
Формами скорби для воцерковленных людей является молитва. В ней просят о прощении прегрешений усопшего, о вхождении его в Царство Божие, а также просят у новопреставленного прощения за причиненное ему зло, иногда просто говорят с усопшим. Поскольку молитва всегда является диалогом, то от нее легче становится и близким умершего: можно произнести в слух то, на что раньше не решались, переосмыслить многое в отношениях.
Еще одной формой скорби, приемлемой церковью, является милостыня. Самый простой ее вариант – раздача вещей усопшего на похоронах, или во время поминальных обедов. Но подавать милостыню во имя спасения души рекомендуют и в последующем.
До погребения, и в последующие 40 дней родные читают Псалтырь (если смерть произошла на Пасху, или в один из 8 дней после не, то добавляется еще Пасхальный канон).
Священники рекомендуют нанять за усопшим сорокоуст (молебен о душе в течение первых 40 дней после смерти), на 9 и 40 день после смерти устраивают поминальную трапезу. Уместным будет собрание за столом во имя усопшего и в год после смерти, раз в год в дальнейшем в день смерти, или именин.
Молится в храме за усопшего можно и на каждой литургии, подавая записку «на проскомидию». Если преставленный часто снится родным, или сами близкие не могут найти спокойствия, то можно провести панихиду на гробе. Ее можно проводить и раз в год на памятную дату (именины).

Продолжительность траура
Священники рекомендуют соблюдать траур по усопшему в течение года, когда все молитвы совершаются как о новопреставленном. По искреннему желанию родных продолжительность его может быть и более длительной, но не отходящей от христианского понимания жизни и смерти. Плакать по умершему, стоит по христиански, как объяснял Феофан Затворник. Примерами длительного праведного траура могут стать жены, ушедшие после смерти мужей в монастырь. Мирским вариантом вечной скорби стали многочисленные благотворительные фонды, основанные родителями, потерявшими детей.
Траур подразумевает ограничение в мирских удовольствиях (забавы, танцы), ношение одежды в темных цветах (не принципиально в христианской традиции, но важно для соблюдения норм общественных). Неприемлемо бракосочетание для вдов или вдовцов в первый год после смерти пары, детей, после смерти родителей.

Ограничения на молитвы
В частном порядке человек волен молится о любом усопшем, но поминания в церкви не совершаются для самоубийц, или некрещеных. Исключением может стать самоубийца, который был не в состоянии осознавать свои действия. Тогда, с разрешения архиерея, о нем можно вспоминать в храме.скачать dle 12.1